Инновационный подход к формированию навыков здорового образа жизни в коррекционном ДОУ... - Здоровье и физическое развитие - Методическая копилка - "Ладушки"
Понедельник, 05.12.2016, 19:34
Приветствую Вас Гость | RSS

"Ладушки"

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 5
Пользователей: 4
GabrielLoapy, reneeqh4, adeledv1, CeliaBaitte
Форма входа
Логин:
Пароль:

Методическая копилка

Главная » Статьи » Здоровье и физическое развитие

Инновационный подход к формированию навыков здорового образа жизни в коррекционном ДОУ...
Здоровье до того перевешивает все
 остальные блага жизни, что поистине 
здоровый нищий счастливее больного короля
Артур Шопенгауэр.

 
Инновационный подход к формированию навыков здорового образа жизни в коррекционном ДОУ совместными усилиями педагогического коллектива, медицинского персонала и семьи.


  В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
  Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
  Статистика свидетельствует: физиологически здоровыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство детей сразу после рождения не готовы к физически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами в обществе, но главной причиной является культурный кризис общества и, как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом.
  Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи.
  Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного, коррекционного процесса. 
  Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
  Анализ имеющихся данных вызвал потребность у коллектива нашего учреждения углубленно заняться оздоровлением детей. Низкий уровень здоровья вновь поступающих, воспитанников продиктовал необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного и реабилитационного характера. Проанализировав программы физического развития и современные здоровьесберегающие технологии, мы пришли к выводу, что они все имеют несомненно свои достоинства, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду. 
  Поэтому наш педагогический коллектив и медицинский персонал попытался разработать собственную оздоровительную систему с использованием современных здоровьесберегающих технологий .
  В целях реализации задач полноценного физического и психического развития дошкольников, а также сохранения и укрепления их здоровья в нашем учреждении большое внимание уделяется созданию и постоянной модернизации предметно развивающей среды, позволяющей педагогам, специалистам осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей.
  С этой целью в учреждении функционирует спортивный зал, оснащенный специальным оборудованием, в каждой группе имеется спортивный уголок, в котором сосредоточено спортивно-игровое оборудование для использования его в свободной детской деятельности, при организации режимных моментов; функционирует сенсорная комната, предназначенная для формирования и коррекции сенсомоторного, речедвигательного развития воспитанников. Имеются кабинеты: учителя-дефектолога, учителей-логопедов, которые ежегодно пополняются новым оборудованием, специальной методической литературой, дидактическим и наглядным материалом, позволяющим специалистам проводить всестороннее воспитательно-образовательное, коррекционное воздействие на ребенка.
  Функционирует медицинский кабинет, который постоянно пополняется необходимым медицинским оборудованием, позволяющим медицинскому персоналу проводить профилактические мероприятия для часто болеющих детей, детей, имеющих хронические заболевания по назначению врачей-педиатров детской поликлиники. На территории ДОУ имеется спортивная площадка,
  В целом, обогащение предметно-развивающей среды является основополагающим фактором в процессе реализации поставленных задач по физическому развитию и воспитанию детей.
  Охрана и укрепление здоровья строятся в нашем ДОУ на основе анализа паспортов здоровья, имеющихся в каждой группе и включающих исходные данные о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. А также диагностических материалов педагогов, диагностических материалов по индивидуально-типологическим особенностям детей, анализа заболеваемости за предыдущие годы.
  Фактический анализ показывает, что ежегодно отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье, грипп зимой и позволяет в дальнейшем определить приблизительное начало опасного периода и начать своевременно готовить организм ребенка к наступлению неблагоприятного сезона.
  Так, медиками проводятся вакцинация детей против гриппа, курс экстракта элеутерококка, дети полощут рот и горло лечебными растворами, чесночным настоем, смазывают слизистую носа масляным раствором «Витаон», закапывают масляночесночные капли. В течение всего года детям предлагаются сеансы фито-аэро-ионизации, позволяющие детскому организму восстанавливать и поддерживать свои защитные функции. Успешно реализуется у нас одна из оздоровительных технологий – натуропатия. Ее главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма нашим детям помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей, страдающими хроническими заболеваниями. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений чесночными бусами, употребление чесночно-луковых добавок в первое блюдо, ношение чесночных бус.
  Мероприятия комплексного плана лечебнопро-филактической работы осуществляются непосредственно медперсоналом ДОУ, но некоторые процедуры проводятся и воспитателями: полоскание рта, смазывание слизистой носа, витаминотерапия, закаливающие мероприятия и др. (при систематическом контроле со стороны медработников).
  Также в учреждении организован систематический осмотр детей узкими специалистами, позволяющий своевременно выявить нарушения у ребенка и на ранней стадии отправить к специалисту соответствующего профиля.
  В нашем учреждении разработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий и система закаливания, которая систематически корректируется медработниками в соответствии с имеющимися условиями и с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья дошкольников, возрастных особенностей и сезонных ритмов. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия. В каждой группе имеется тетрадь здоровья, в которую занесены базовые данные по состоянию здоровья и индивидуально-типологическим особенностям каждого ребенка группы, расписан комплекс закаливающих процедур, отмечается табель закаливания, что позволяет педагогам в содружестве с медиками своевременно корректировать закаливающие процедуры, учитывая изменения в состоянии здоровья каждого ребенка.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя:
1. Обеспечение здорового ритма жизни: 
щадящий режим (адаптационный период);
гибкий режим;
организация микроклимата и стиля жизни группы на основании “Кодекса педагогов”;
учет индивидуально-типологических особенностей детей и педагогов.
2. Физические упражнения: 
утренняя гимнастика;
физкультурно-оздоровительные занятия;
подвижные и динамичные игры;
индивидуальная работа с детьми;
профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);
спортивные игры;
занятия в группе ЛФК (“Профилактика нарушений осанки”, плоскостопия);
спортивные соревнования, эстафеты досуги…
3. Гигиенические и водные процедуры: 
 Умывание рук до локтя, ног;
игры с водой в теплое время года;
обеспечение чистоты среды;
4. Световоздушные ванны: 
проветривание помещений;
прогулки на свежем воздухе;
сон при открытых фрамугах в теплое время года;
обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых: 
развлечения, праздники;
игры-забавы;
Дни здоровья;
каникулы;
совместные спортивные мероприятия с родителями.
6. Фито- и аромотерапия: 
сеанс фито-аэро-ионизации;
7. Диетотерапия: 
рациональное питание;
индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания и т.д.)
8. Музыкотерапия: 
Муз. сопровождение режимных моментов;
Муз. оформление фона занятий;
9. Аутотренинг и психогимнастика: 
игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
коррекция поведения;
10. Спецзакаливание: 
умывание; полоскание горла настоями трав, чесночным настоем
«Минутки здоровья», включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными массажёрами;
12. Физиотерапия: 
тубускварц;
приофилактические ингаляции
13. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ): 
Введение в планы педагогов оздоровительных задач,
специальные занятия по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
14. Работа с родителями: 
оказание консультативной помощи;
информационные стенды;
обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, ЛФК, разнообразным видам закаливания и т.д.);
выпуск тематических листовок.
  Предпочтение отдается следующим закаливающим процедурам: самомассаж, умывание рук до локтя и ног, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, ходьба по дорожкам Здоровья, полоскание горла, упражнениям с массажными ковриками, массажёрами.
  Под руководством взрослых в ДОУ реализуется режим двигательной активности дошкольников: проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия в сухом бассейне, подвижные и спортивные игры и т.д. Кроме того, два музыкальных занятия, связанные с движениями, спортивные досуги и музыкальные развлечения, логоритмика. Таким образом, организованной двигательной деятельности отводится ежедневно не мене 2-х часов.
  В практику каждого педагога вошли научно обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к возрасту детей: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, психогимнастические этюды М.Чистяковой, пальчиковая гимнастика Цвынтарный, артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на координацию речи и движения Нищевой, упражнения на релаксацию, элементарный самомассаж, фонетическая ритмика Волковой и др.
  Педагоги ДОУ работают творчески, применяют в своей работе с детьми нетрадиционные формы, изготавливают многофункциональное нетрадиционное физоборудование, много внимания уделяют игротерапии. 
  Ведущим направлением в процессе здоровьесбережения детей является воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения: ежедневно дети полощут рот после еды, чистят зубы, моют руки, учатся расслабляться, выполняют дыхательную., пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т.д.
  В МДОУ реализуется блок валеологических занятий по формированию ценностей здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности, которые помогают выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущения. Обучение культуре здоровья происходит в режиме активных методов обучения, с использованием игр, ситуаций общения, анализом реальных жизненных ситуаций и т.д. Элементы здоровьесбережения включены в каждый вид деятельности независимо от формы организации и возрастных особенностей детей.
  Помимо выше сказанного в нашем учреждении осуществляется психологическое и коррекционное сопровождение воспитанников, которое осуществляют: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды.
  Целью деятельности психолого-педагогической службы ДОУ является сохранение психологического здоровья ребенка-дошкольника, максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника, осуществление диагностико-коррекционного направления в воспитательной работе совместно со всеми участниками педагогического процесса.
  Одной из находок педагогического коллектива нашего учреждения является разработанный и внедряемый поэтапно в организацию педагогической деятельности индивидуальный план развития ребенка, позволяющий педагогам на протяжении всего дошкольного детства анализировать уровень развития ребенка по всем параметрам, своевременно определять и намечать коррекционные мероприятия по тем или иным направлениям.
  Осознание педагогическим коллективом необходимости решения специфических задач по вопросам медико-психолого-педагогической поддержки воспитанников с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном пространстве ДОУ потребовало интеграции деятельности всех специалистов. Поэтому уже много лет в ДОУ существует система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающая сбор и анализ необходимой информации по всем группам и позволяющая выработать совместную образовательную траекторию для детей, которым необходима компетентная помощь специалистов.
  Качественная оценка эффективности воспитательно-образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и физического развития ребенка. Каждый педагог ДОУ благодаря мониторингу и анализу диагностических данных, карты здоровья ребенка имеет полное представление о целостной картине развития каждого ребенка своей группы, что позволяет в содружестве со всеми специалистами ДОУ координировать содержание двигательной активности ребенка. А также направлять свою педагогическую деятельность на обеспечение физического, психического развития детей и, самое главное сохранение здоровья воспитанников. Большую роль в этом играет проектная деятельность педагогов при подготовке к занятиям, которая позволяет педагогам всесторонне проанализировать и спрогнозировать методы и приемы, запланированные на занятии, которые будут учитывать все индивидуально-типологические и возрастные особенности дошкольников, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.
  Особенное место в работе нашего учреждения отводится организация системы просветительской и методической работы с родителями.
  Деятельность дошкольного учреждения предполагает тесное взаимосотрудничество всех участников воспитательно-образовательного коррекционного процесса: детей, педагогов, родителей. Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон.
  Систематическая работа ДОУ по выявлению образовательно-оздоровительных потребностей семей воспитанников позволяет нам вариативно подходить к определению спектра воспитательно-образовательных услуг с учетом здоровьесебергающего аспекта.
  Анализ полученных запросов показал, что родители хотели бы получить от ДОУ следующие услуги: развернутую информацию о своем ребенке, консультационную помощь специалистов, педагогические советы и рекомендации по актуальным вопросам коррекции развития детей и вопросам семейного воспитания.
  Исходя, из приоритетных запросов родителей, нами была выстроена просветительская работа по пропаганде ценностей здорового образа жизни в семье.
  Таким образом, осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.

  Весь коллектив ДОУ в содружестве с родителями с гордостью наблюдают за успехами наших детей. Наши воспитанники принимают активное участие в спортивных городских мероприятиях, и занимают призовые места, независимо от того, что являются особой категорией детей.
  Анализ нашей работы доказывает, что вследствие проводимых в ДОУ мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе нам удается избегать значительного повышения уровня заболеваемости детей, заболеваемость значительно ниже уровня района. Дети легче адаптируются, а значит, направление работы ДОУ и выработанная система деятельности педагогического коллектива оправдывает свое предназначение, позволяя нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе к школьному обучению.

Заведующий МДОУ, Мартынова Н.В.

























Категория: Здоровье и физическое развитие | Добавил: Наталья (15.09.2009)
Просмотров: 12982 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Эффективно?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Инф. блок

Ссылки на информационные ресурсы

Официальный сайт министерства образования и науки Российской федерации -  http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал "Российское образование" –http://www.edu.ru

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"-http://www.window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru

 

8 МАРТА!!!

В этот день, весной согретый

Все цветы, улыбки Вам!
Чтоб печали Вы не знали,
Даже легкой грусти тень,
Чтоб всегда глаза сияли,
И не только в этот день
 
23 февраля - День защитника Отечества!

В Российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года (заканчивалась I мировая война) Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества. 23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.
Пусть Новый Год счастливым будет,
А чтоб он радостно прошел,
Пусть будут рядом те,
Кто любит и те, с кем
Очень хорошо!

День защиты детей!!!

День со счастья начинается,

Счастье встало раньше всех!
Счастье маме улыбается,
Развернув улыбку в смех.

Счастье по полу зашлёпало,
Босиком и без штанов,
Моё счастье голопопое,
Несмышленое оно,

Шабутное и несмирное,
Тут – ломает, там – крушит,
Над губой – усы кефирные…
Вот оно ко мне бежит!



МДОУ "Ладушки" © 2016
Хостинг от uCoz