Развитие элементарных математических представлений - Работа с родителями - Методическая копилка - "Ладушки"
Суббота, 03.12.2016, 18:36
Приветствую Вас Гость | RSS

"Ладушки"

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Пользователей: 2
jonsykton, CeliaBaitte
Форма входа
Логин:
Пароль:

Методическая копилка

Главная » Статьи » Работа с родителями

Развитие элементарных математических представлений

Жарким летним днём вдруг пошел дождь. «Почему дождь?» - спрашивает почемучка. «Видишь, цветочки ожили, напились водой. Клубника умылась, налилась соком, птички запели, стал быстро, расти лук» – ответила мама. Она ответила на вопрос «Зачем?», а не  «Почему?», но малыш не заметил подмены и, удовлетворенный, пошёл радостно шлёпать по лужам. Детское «почему» не требует объяснения во всей его научной полноте. Малыш легковерен. Его житейские представления о мире поверхностны и бессильны. Они приобретаются спонтанно, случайно и формируются на основе жизненного опыта, который пока слишком мал.

И вместе с тем, мы педагоги знаем, дошкольный период – благодатная пора обучения ребёнка. Малыш впитывает знания как губка. Его ощущения и восприятия остры, память цепка, воображение активно, он любознателен и пытлив. Не обучать его нельзя. Ведь от того, как формируется интеллект в детском возрасте, зависит познание мира взрослым человеком.

Ребёнок в дошкольном возрасте отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.

Наше ДОУ посещают дети с проблемами речевого развития. А это отрицательно влияет на психическое развитие ребёнка, затрудняет общение с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствует формированию полноценной личности.

Совершенно очевидно, что от уровня развития речи зависит успешность детей обучения математике. Грамотная речь выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и в каком месте можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в развитии всех сторон речи (фонематической, лексической, грамматической) и связной речи в целом.

Исследования многих психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков.

Много выпущено литературы, где имеется немало исследований, посвящённых проблеме обучения математике дошкольников. Разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений. Однако система преподавания математике дошкольникам с нарушением речи остаётся мало разработанной.

У детей с расстройствами речи имеются специфические особенности речевых и неречевых нарушений, которые значительно осложняют их обучению математике.

Во-первых, трудности, связанные с несформированностью зрительного восприятия, моторной сферы, координации, пространственно-временных отношений. Эти причины лежат в основе таких затруднений, как зеркальное написание цифр, перевод из одной формы (словесной) в другую (то есть цифровую). Дети имеют сложности в освоении пространственных и временных представлений, они допускают большое количество ошибок при показе правой и левой руки (ноги, уха и т.д.), в понимании самостоятельном словесном обозначении пространственного расположения предметов относительно других предметов, затрудняются при ориентации в собственном теле, определении предметов в пространстве, на плоскости листа, недостаточно чётко дифференцируют понятия «справа», «слева», «между», «перед» и т.д. Испытывают некоторые трудности при ориентировки в пространстве, связанные, прежде всего со словесной системой отсчёта. Сложно для них и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения. Типичными ошибками является смешение временных понятий и неправильное установление последовательности времён года и указание особенностей каждого из них.

Во-вторых, трудности, связанные с некоторой неточностью сенсорного опыта в процессе познания окружающего мира и в связи с этим ограниченностью словарного запаса.

В-третьих, трудности, связанные с неречевыми функциями. Недоразвитие речевых функций отрицательно сказывается на состоянии речи детей, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны. Дети данной категории недостаточно влияют основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, классификацией, сравнением. Наиболее частыми причинами  осложнений в учебной деятельности являются плохая память, внимание и восприятие.

В-четвёртых, трудности, связанные с неформированностью понятий числа, числового ряда и его свойств, смысла счетного действия. Развитие числа и счета формируется на стыке нескольких психических процессов: зрительно-пространственного восприятия, на основе которого формируется представление и ощущение схемы тела, понимание «левого» и «правого», мышления  наглядно-образного.

Формирование и развитие функций счёта тесно связано с речью, которая выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знаний, а с другой – как организатор деятельности счёта. Многие дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду.

Таким образом, все перечисленные трудности, связанные с недостаточным уровнем развития речи ведут в дальнейшем к неуспешному обучению математике.

Дети с нарушением речи должны овладеть тем же объёмом знаний, умений, что и их сверстники, поэтому у них необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в ДОУ под редакцией Васильевой.

Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, вместе с недостаточностью их первоначальных математических знаний и представлений, а также с недоразвитием речи, в том числе математической, создают повышенные трудности в овладении математикой, что заставляет нас искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей.

Какие же методы коррекционной работы необходимы в формировании математических представлений?

 

В работе можно использовать дидактические игры. Они являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы, способствующим не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д., но и развитию связной речи, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

Использование дидактических игр в процессе формирования математических представлений даёт возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). При отборе игр необходимо учитывать возрастные особенности детей, их потенциальные возможности. Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности. Если ребёнок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение этого задания вселит уверенность в ребёнке. Для расширения и пополнения активного словаря ребёнка, дифференциации слов, обозначающих пространственно-временные, величинные представления, можно использовать дидактические лексические игры («Наоборот» и др.).

Для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций - грамматические игры («Дополни предложение», «Концовка» и др.)

Для развития устной речи – дидактические игры и упражнения («Когда это бывает?», «Путешествие в утро, день, ночь, вечер», «Чудесный мешочек», и др.).

Малые фольклорные жанры (загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки) также могут использоваться в работе с детьми, как приём, коррекционной работы.

Остановлюсь на некоторых.

Загадка - даётся для развития сообразительности, развивает наблюдательность. Использование загадки в коррекционной работе по формированию математических представлений не только способствует знакомству, закреплению, знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и способствует обогащению, усвоению новых, ранее неизвестных слов и активизации словаря, то есть перенесению как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь, включение слов в словосочетания, предложения.

Особое внимание мы уделяем технике речи, то есть правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т.д. С этой целью можно использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например: «Тир сороки, три трещотки потеряли по три щётки: три - сегодня, три – вчера, три- ещё позавчера»,вспомнить, какое слово в тексте связано с числом три, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее), встречающиеся временные понятия.

Также успешно использовать пословицы и поговорки. Они, так же как и загадки, скороговорки используются с целью закрепления математических представлений и развития речи дошкольников.

Интересные возможности в коррекционной работе представляет работа со считалками. Они обучают детей детскому артистизму, развивают память, используют их с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном счёте, временных представлений. Теперь о связи сказки и математики.  Когда мы ведём речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказка – это окружающая жизнь. Слушая истории о приключениях героев, дошкольник вовлекается в решение ряда задач на сообразительность, где необходимо применить математические знания. Учится рассуждать, логически мыслить, пополняется запасный словарь детей. Математические сказки можно взять из книги «Дошкольник изучает математику» (библиотека журнала «Дошкольное воспитание», «Воспитанием сказкой» Л. Б. Фесюкова).

И конечно обязательно используем в своей работе игры и упражнения по формированию мелкой моторики. Они стимулируют развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображении.

Таким образом,  всё это является важным средством не только развития математических представлений, но и  речи.


Работать с детьми, заниматься с ними и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предлагающей  сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми. Перед нами стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логически и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

 

Категория: Работа с родителями | Добавил: Наталья (10.10.2011)
Просмотров: 4334 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Инф. блок

Ссылки на информационные ресурсы

Официальный сайт министерства образования и науки Российской федерации -  http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал "Российское образование" –http://www.edu.ru

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"-http://www.window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru

 

8 МАРТА!!!

В этот день, весной согретый

Все цветы, улыбки Вам!
Чтоб печали Вы не знали,
Даже легкой грусти тень,
Чтоб всегда глаза сияли,
И не только в этот день
 
23 февраля - День защитника Отечества!

В Российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года (заканчивалась I мировая война) Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества. 23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.
Пусть Новый Год счастливым будет,
А чтоб он радостно прошел,
Пусть будут рядом те,
Кто любит и те, с кем
Очень хорошо!

День защиты детей!!!

День со счастья начинается,

Счастье встало раньше всех!
Счастье маме улыбается,
Развернув улыбку в смех.

Счастье по полу зашлёпало,
Босиком и без штанов,
Моё счастье голопопое,
Несмышленое оно,

Шабутное и несмирное,
Тут – ломает, там – крушит,
Над губой – усы кефирные…
Вот оно ко мне бежит!



МДОУ "Ладушки" © 2016
Хостинг от uCoz