Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи. - Логопедическая служба ДОУ - Методическая копилка - "Ладушки"
Суббота, 03.12.2016, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS

"Ладушки"

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 2
Пользователей: 3
B9dAbrar, jonsykton, CeliaBaitte
Форма входа
Логин:
Пароль:

Методическая копилка

Главная » Статьи » Логопедическая служба ДОУ

Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

 

              Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать человека -  поговори с ним». Наша речь – визитная карточка. Речь человека  развивается уже с рождения, когда ребенок начинает слышать, данным ему природой слухом, не только разные шумы и звуки, но и человеческую речь. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречаются нарушения речи.

            Речевой и неречевой слух – самостоятельные формы слуховой       системы.

           Неречевой слух – это способность ориентироваться в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух способствует тому, что человек может слышать звуки родного или другого языка. В речевом слухе выделяют фонематический слух – способность различать фонемы языка (звук, слог, слово, предложение). Это очень важное понятие для овладения речью, а в дальнейшем необходимое для грамотности письма.

          Фонематический слух предполагает точность фонематического восприятия, звукоразличения, звукового анализирования речи.

          Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации звуков речи и установлению звуковой структуры слова.

          Дети с хорошим фонематическим восприятием рано усваивают звуки языка, хорошо осознают тонкость произношения. Ребенок слышит звуки в соответствии с их фонетическими признаками, он узнаёт правильно и неправильно произносимые слова. Нарушения речи у таких детей могут наблюдаться в силу особенности строения артикуляционного аппарата или слабости мышц языка.

          Наиболее чувствительный возраст для фонематического восприятия 4-5 лет. К 5-6 годам дети должны иметь достаточно высокий уровень фонематического восприятия.

          Недостаточное развития фонематического восприятия, тормозит процесс звукообразования, звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. У детей с недоразвитием фонематического восприятия страдает не только произношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами звучат для них одинаково. Ребенок воспроизводит (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то приблизительное: «игла» превращается в «мглу», «сани» в «сами», «мишка» в «миску».

          К 5-6 годам, когда ребенок овладевает грамотой, должна возникнуть новая степень фонематического восприятия- способность ребенка устанавливать звуковой состав слова: количество звуков в слове, их порядок и последовательность.

          Несформированость фонематического восприятия и фонематического слуха может привести к трудностям в обучению русскому языку: смешению и замене звуков на письме, недописыванию окончания слов и предложений и другое.

          Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он развивается в определенной речевой среде и формируется по законом этой среды. Высказывания некоторыми учеными гипотезы о врожденном образовании фонематического восприятия, а дальше формирующемся под влиянием речевого воздействия, не получили подтверждение.

          Фонематический слух у ребенка формируется в процессе его обучения пониманию устной речи. Как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Фонематический слух является основой сложной речевой системы.

           Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим звукам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой (голос матери в этом возрасте самый важный источник звука).

С 4 месяцев ребенок начинает подражать звукам и лепетать, к полугоду узнает своё имя. К 1 году при нормальном развитии слуха, малыш различает часто употребляемые слова. На втором году – фонематический слух активно развивается. К концу третьего года ребенок может определять неверно произнесенное слово в собственной речи. Если этот навык не сформирован к трем годам, малыш не сможет овладеть правильным произношением. На четвертом году фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом освоения звукового анализа и синтеза.

           На 5 году жизни формируется звуковой анализ и синтез. Который в дальнейшем помогает освоить чтение и письмо.

           Если у взрослых возникли опасения по поводу сформированности фонематического восприятия, первое-надо проверить физический слух.

           Несложная система игр позволит на раннем этапе помочь ребенку овладеть родным языком, если же проблемы с речью уже появились, развитие фонематического слуха будет первым этапом на пути его преодоления.

            Упражнения для развития фонематического слуха построены поэтапно от простого к сложному. Выявив,  на каком уровне ребенок перестает справляться с заданиеми, начинайте с этого уровня.

             Первый уровень – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

              - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

              - Игра «Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что в нутрии.

             - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть малыш закроет глаза и отгадает какой предмет звучал.

             - Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

             - Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

               Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

              - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать кто сейчас говорит.

              - Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

              - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из героев вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – малыш сам говорит голосами медведей , изменяя силу голоса.

              Третий уровень – различение сходных между собой по звучанию слов.

             - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

             - Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

              Четвертый уровень – различение слогов.

             - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

              - Игра «Услышишь лишнее-хлопни». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

             Пятый уровень – различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

             - Игра «Кто это?» Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывет кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

             - Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок , услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

             Шестой уровень- освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

              - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

              - Игра «Услышь слово». Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

 

 

     

 

        

Категория: Логопедическая служба ДОУ | Добавил: Наталья (11.04.2011)
Просмотров: 3056 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Инф. блок

Ссылки на информационные ресурсы

Официальный сайт министерства образования и науки Российской федерации -  http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал "Российское образование" –http://www.edu.ru

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"-http://www.window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru

 

8 МАРТА!!!

В этот день, весной согретый

Все цветы, улыбки Вам!
Чтоб печали Вы не знали,
Даже легкой грусти тень,
Чтоб всегда глаза сияли,
И не только в этот день
 
23 февраля - День защитника Отечества!

В Российской истории до недавних пор 23 февраля отмечался как День Советской армии и Военно-морского флота. В феврале 1918 года (заканчивалась I мировая война) Красная армия успешно отразила натиск немецких войск. Ныне этот праздник переименован в День защитника Отечества. 23 февраля – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость, в этот день чествуются все защитники от мала до велика, ведь Вооруженные силы страны хранят наш с вами мир и покой.
Пусть Новый Год счастливым будет,
А чтоб он радостно прошел,
Пусть будут рядом те,
Кто любит и те, с кем
Очень хорошо!

День защиты детей!!!

День со счастья начинается,

Счастье встало раньше всех!
Счастье маме улыбается,
Развернув улыбку в смех.

Счастье по полу зашлёпало,
Босиком и без штанов,
Моё счастье голопопое,
Несмышленое оно,

Шабутное и несмирное,
Тут – ломает, там – крушит,
Над губой – усы кефирные…
Вот оно ко мне бежит!



МДОУ "Ладушки" © 2016
Хостинг от uCoz